Блогомарательство

read books, not blogs!


Previous Entry Share Next Entry
программа "Приток": SkyGame 2013
Bear
angryals
dme skygame 2013 big brother watching


Пару недель назад я стал невольным свидетелем занятного действа во дворе соседней школы - два десятка старшеклассников с энтузиазмом сооружали пирамидальные конструкции из деревянных брусков; из памяти невольно всплыли детские воспоминания о нехитрых устройствах для сушки сена в поле, как хорошо в них было прятаться от жары днем и как красиво они горели ночью… Видимо, «биологический класс» проходит практикум по сельскому хозяйству, не иначе. Стоп, какой сенокос возможен на рулонном газоне посреди Москвы в середине ноября? Какая сельхозпрактика у старшеклассников учебного заведения стремившегося получить статус лицея? - вероятно дети просто готовились украсить школьный двор к новогодним праздникам в духе «современного искусства» . И лишь спустя некоторое время я узнал, что данные авангардные конструкции являют собой ни что иное как «вышки сотовой связи»: для старшеклассников «экономического направления» проводилась деловая игра, в ходе которой они, под руководством представителей МТС, создавали и «раскручивали» собственные компании-операторы мобильной телефонии.

Признаюсь, я, пока шел до дома, даже испытывал некоторое чувство гордости за родную школу, и даже зависть к нынешним школярам: во времена моего знакомства со средним образованием, не смотря на экспериментальные (слово «инновационные» тогда еще не придумали приклеивать где попало) образовательные программы и профилирование учебных направлений, никаких игр, кроме редких спортивных соревнований между классами, у нас не проводилось. Но стоило мне только начать знакомство с информацией об этой "деловой игре" на официальном сайте школы, как от всего букета нежных чувств не осталось и следа: лишь легкое недоумение да истерический смех. Уж лучше никаких игр, чем такие.

И дело совсем не в предвзятом отношении к учебному заведению, которому было отдано 10 лет жизни, пусть наши отношения всегда были далеко от хотя бы нейтральных. Это лишь простое проявление профессионального цинизма - в копилке моего жизненного опыта набралось немало объектов для сравнения; вероятно, на большинство возможных случаев жизни. И сравнивал я это мероприятие, ни много, ни мало, с деловыми играми программы «Приток» международного аэропорта «Домодедово», наблюдать за различными этапами которых мне неоднократно приходилось на протяжении последних лет.

Совсем забавным совпадением стало то, что буквально в этот же день я получил приглашение на очередную деловую игру в рамках вышеупомянутой программы. И не смотря на «неформатность» данного мероприятия, для моего основного рода занятий в настоящем, я просто не мог отказаться от него, хоть ради этого пришлось серьезно корректировать свои планы.

Легендарные московские пробки по выходным перемещаются за пределы города - и если путь через весь город, с Университетского проспекта до Дмитровского шоссе, занял минут двадцать, то на короткий отрезок от МКАД до нужного поворота пришлось потратить едва ли не в три раза больше времени. Финальным испытанием стала трехсотметровая дорожка от стоянки: жаль я не захватил с собой коньки. Как нетрудно догадаться, на место я прибыл ровно в тот момент, как прозвучал сигнал к началу первого раунда...

Раннее утро 30 ноября 2013 года, место действия - глубоко законспирированный объект в ближнем подмосковье, по соседству с "офицерской деревней" Министерства Обороны, обозначенный только редкими дорожными указателями как «пан «Клязьма». Лишь причудливо освещенный утренним солнцем баннер «SkyGame 2013», висящий на балконе одного из корпусов, демаскирует проходящее здесь мероприятие. А над головой мирно гудят авиалайнеры заходящие на посадку в аэропорт «Шереметьево» - возможно, конечно, это просто сопадение, а может быть надо отдать должное соответствующим службам аэропорта «Домодедово», которые занимаются подбором мест для различных мероприятий: «Отсель грозить мы будем шведу, назло надменному соседу...»; сразу вспоминается, например, интерлайн-конференция «DME Connections 2012», проходившая буквально в нескольких сотнях метров от головного офиса «национального перевозчика».

С первого взгляда, вроде бы никаких отличий, за исключением, конечно, места проведения и названия: если в предыдущие годы мероприятие называлось «Paper Circles», то в этом году игра стала называться «SkyGame»; прекрасно - уже отпадает необходимость долго объяснять непосвященному читателю каким образом «бумажные кружки» связаны с аэропортом. И, конечно, команды-участники теперь называются не абстрактно «Красные» или «Зеленые», а «Аэропорт Схипхол», «Аэропорт Хитроу», «Аэропорт Франкфурт», «Аэропорт Шарль де Голль». Но на этом отличия не заканчиваются, а только начинаются: сразу обращают на себя появление в игре нового подразделения «Авиакомпании» в работе которого принимают участие сотрудники реально существующих авиакомпаний-партнеров аэропора «Домодедово», огромный, прекрасно оснащенный, пресс-центр в котором работают несколько «телеканалов», новые "государственные структуры» и даже самый настоящий суд.

По мере знакомства с происходящим, выявляются и иные отличия - в составе каждой команды теперь 30 человек, а не 25. Приятно было увидеть среди участников немало лиц знакомых еще по прошлогодней игре - ребята шлифуют свое мастерство, готовясь к настоящей работе. Программное обеспечение - абсолютно идентично используемому в ежедневной работе аэропорта «Домодедово», без каких-либо упрощений. Игровой процесс максимально приближен к рабочему, объем документов, с которыми приходится работать участникам, поражает воображение. Кстати, воображение у участников тоже занято - в отличие от предыдущих игр, где необходимый инвентарь был физическим, многие ресурсы и инструменты здесь являются виртуальными. Знакомясь с работой штаба игры, в котором располагается в том числе и «государство», сразу отмечается большее количество контролирующих инстанций - тут и «Росавиация», и «Гостехкомиссия».

По коридорам между игровыми залами спешат игроки отдельной команды «СМИ» с видеокамерами наперевес: средствам массовой информации в игре отведена одна из главных ролей. Все как в реальной жизни - пресловутый «медиаиндекс» существенно влияет на репутацию предприятия, и, следовательно, на доходы. И командам необходимо всеми силами перекрывать «негатив» - а его, так или иначе, набирается немало. Я не удержался и дал интервью местному «желтому» телеканалу про обнаруженные мной недочеты в работе двух «аэропортов», получив свою минуту славы на «Fresh TV». Действительно, гнать «чернуху», в стиле одного кучерявого блогера, намного проще, чем сказать что-то хорошее и доброе.

А кроме настоящих и игровых СМИ за ходом процесса пристально наблюдают и наставники команд, и преподаватели, и руководители структурных подразделений аэропорта. Каждое действие игроков фиксируется и подвергается тщательному анализу. Казалось бы, сущий пустяк - игрок на несколько секунд покинул свое рабочее место что бы подойти к другому игроку, но не заблокировал компьютер: нарушение фиксируется, команда получает штрафные баллы. Даже грамматические ошибки во внутренних документах не остаются без внимания. «Большой Брат» строг, но справедлив. После каждого раунда происходит разбор действий каждой команды, указываются явные ошибки, наставники и эксперты дают свои рекомендации.

В ходе наблюдения за начальным этапом пришлось невольно втянуться в процесс - и почти сразу появилось осознание того, что, отличия, поначалу казавшиеся «незначительными», делают эту игру сложнее предыдущих в несколько раз. Одних стрессовых ситуаций - море, к примеру случившийся в середине дня полный отказ всех информационных систем. Возможно, это действительно были перебои с каналом связи, а возможно - ситуация предусмотренная сценарием. Сценарий предусматривал огромное количество нештатных ситуаций - и поломки оборудования, и задержки рейсов, и изменения экономической ситуации, и чрезвычайные ситуации, даже арест ключевых сотрудников- словом все что происходило и может произойти в работе любого предприятия. А через приоткрытые окна с улицы доносится шум двигателей очередного настоящего авиалайнера - действительно, условия максимально приближены к реальным. Порой кажется, что если добавить побольше непрерывно звонящих телефонов и открыть жалюзи, то за окном будет не укрытый снегом пансионат, а настоящий аэродром… Нет, к сожалению, все-таки за окном пансионат.

На протяжении первого и второго раундов, меня не оставляло странное чувство «что-то здесь не так», но сформулировать что именно я не мог: казалось, отсутствует некая существенная деталь, знакомая по предыдущим играм. И только в начале третьего раунда, когда состоялся первый серьезный разбор игровой ситуации, вылившейся в снятие директора одного из игровых аэропортов, и обстановка в игре начала накаляться, что привело к активным действиям игроков во всех отраслях, это самое странное ощущение исчезло, все встало на свои места. Оказалось все очень просто - в самом начале отсутствовал «нерв»: участники, пусть даже опытные, все-таки воспринимали происходящее как игру, потому и работа пресс-центра не вызывала никаких особых эмоций, и периодически звучащие восторги и девизы команд, вызывали снисходительную улыбку. На площадке царило расслабление.

Именно в конце второго - начале третьего раундов происходящее стало напоминать легендарное видео Pink Floyd «Another brick in the wall»: да-да, ту самую мясорубку, безжалостно перемалывающую личности. Но тут же из этого самого «фарша» начали отчетливо формироваться самые настоящие Команды. Слаженные, целеустремленные - в голосах, скандирующих девизы, стали появляться твердость и уверенность, действия участников стали скоординированными и решительными. Руководители порой срывались на своих нерасторопных подчиненных, отчаянно жестикулируя - «нам нужны ресурсы ВЧЕРА!». Даже в суде, когда командам предъявлялись серьезные претензии, юридические представители действовали жестко, совершенно не теряясь: трудно было поверить, что, к примеру, вот этот наглец еще два часа назад на этом же самом месте вел себя очень и очень робко, словно напроказничавший первоклассник. Разумеется, это сразу же отразилось на промежуточных итогах - бывшие аутсайдеры начали теснить лидеров.

Так получилось, что на предыдущих играх я присутствовал только в финальной стадии, когда этот самый пресловутый «накал» был уже достигнут, а в этот раз мне довелось приехать к самому началу. И если быть честным - сейчас я очень серьезно сожалею что не попал на вторую часть игры. Для осознания полной картины происходящего необходимо следить за всеми этапами игры, от начала и до конца.

Накал событий к концу первого игрового дня, разумеется, не мог не оставить след и на поведении участников вне игры. Первый кофе-брейк и обед были наглядной иллюстрацией броуновского движения, от всевозможных комбинаций разноцветных футболок рябило в глазах. Всего несколько минут назад они были соперниками, но сейчас, в перерыве, они вновь стали просто однокурсниками, волею судеб оказавшиеся в разных командах, непринужденно разговаривающими обо всем, в том числе и о делах своих команд, т.е., возможно, невольно «сливая информацию». Во время третьего перерыва и за ужином уже стало заметно, что неформальные отношения уступили место корпоративным. И на раздаче, и за столиками все старались держаться своей команды, не вступая лишний раз в контакт с соперниками.

Хорошо это или плохо? Возможно, с точки зрения морали, это минус. Но давняя пословица гласит «Дружба - дружбой, а табачок врозь»: деловые и личные взаимоотношения, как показывает практика, совмещаются плохо. Конечно, есть исключения - но их доля находится в рамках статистической погрешности. Где начинаются деньги там заканчивается дружба, а где начинаются большие деньги - там начинается конкуренция. Да и пресловутый «естественный отбор» никто не отменял: за свое пресловутое «место под солнцем» необходимо бороться, и путь к нему извилист и тернист. Да и никто не обещает что будет легко, о всех сложностях предупреждают в самом начале, участники делают свой выбор осознанно и добровольно. И, кстати, желающих принять участие с каждым годом становится только больше.

Деловые игры программы «Приток» можно честно назвать жесткими играми. Однако жесткость эта вполне обычная - в точности такая, какую мы встречаем каждый день в своей жизни и ни капли больше: у каждого работа отнимает время и силы. Да и слово «игры» тут кажется не совсем уместным - игра это когда «директор» и четверо его подчиненных (вот и вся команда) в школьном дворе проволокой доски скручивают, строя «сотовую вышку», здесь же - самая настоящая работа. Или, если так можно выразиться, генеральная репетиция перед реальной работой. И никто не требует от участника быть «универсальным солдатом» - главное это полностью и в срок выполнять поставленные задачи для достижения общего результата.

«Приток» - настоящая кузница отборных кадров. Многие ли ВУЗы, особенно «непопулярные», предоставляют студентам возможность получить конкретную профессию и гарантированное рабочее место еще в процессе обучения? Пусть идея «целевого распределения» не нова, но где она сейчас реализуется в подобном объеме? Тем более, что участниками программы «Приток» могут стать не только студенты ВУЗов и ССУЗов, но и ученики старших классов обычных школ - как раз в тот момент, когда остро встают первые «взрослые вопросы»: «кем быть?» и «куда пойти учиться?». Конечно, не все участники программы останутся работать в «Домодедово» - но с ними навсегда останется бесценный опыт, который позволит добиваться успеха в любом месте.

P.S. Когда я опубликовал свой репортаж о прошлогодней игре в одном сообществе посвященном авиации, несколько читателей высказали в комментариях достаточно резкое мнение, мол авиационной отрасли в нашей стране нужны пилоты и инженеры, а не очередные директора-экономисты и юристы; да и вообще где же романтика неба, одна сплошная коммерция. При этом никто из них даже не задумался, какую функцию может выполнять пилот в структуре аэропорта. Пилоты и инженеры нужны авиакомпаниям, а аэропорту, как предприятию связанному исключительно с обслуживанием - в первую очередь пассажиров и грузов - нужны исключительно представители «неромантических» профессий. Да и авиакомпаниям такие специалисты необходимы наравне с летным и инженерным составом, ведь именно от них во многом зависит скорость и качество оказания услуг рядовому пассажиру. А что касается романтики - может быть к сожалению, а может и к счастью (ведь еще неизвестно, куда вас может увести замечтавшийся пилот, или какую информацию выдать СМИ чрезмерно влюбленный в авиацию сотрудник пресс-службы?) ей совсем не осталось места в коммерческой авиации и связанных с ней структурах, так давайте оставим ее на долю пассажира. А влюбленных в небо ждут всегда регулярные и чартерные рейсы, аэроклубы и авиамузеи - мечтайте на здоровье.

  • 1
куда пропали фотки?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account